АГАТА КРИСТИ

      АГАТА КРИСТИ

      «Ага́та Кри́сти» — советская и российская рок-группа, одна из наиболее популярных в стране в середине и во второй половине 1990-х годов. Основана в 1985 году в Свердловске Вадимом Самойловым, Александром Козловым и Петром Маем под названием ВИА «РТФ УПИ», официально же история группы отсчитывается с концерта 20 февраля 1988 года. Во время записи альбома «Второй фронт» в начале того же года к группе примкнул младший брат Вадима Глеб. Впоследствии состав группы неоднократно менялся, но её лидерами и вокалистами неизменно оставались братья Самойловы. Они же, вместе с Александром Козловым, являются авторами всех песен «Агаты Кристи». Творчество группы неоднородно и пересекается со многими направлениями рок-музыки — готик-рок, постпанк, альтернативный рок, психоделический рок, арт-рок, глэм-рок и другие. К наиболее известным песням группы можно отнести такие композиции, как «Viva Kalman!», «Как на войне», «Истерика», «Опиум для никого», «Сказочная тайга», «Чёрная луна», «Моряк», «Ковёр-вертолёт» и «Секрет». На счету у группы десять студийных альбомов, пять сборников, два альбома с ремиксами, три макси-сингла, восемнадцать видеоклипов. В 2009 году музыканты объявили о прекращении существования коллектива и отправились в заключительное турне по России и ближнему зарубежью. К лету 2010 года был записан последний альбом группы — «Эпилог», а также поставлена точка в одноимённом туре — группа отыграла прощальный концерт на фестивале «Нашествие». После распада «Агаты Кристи» Глеб Самойлов, совместно с клавишником Константином Бекревым и ударником Дмитрием Хакимовым, игравшими в «Агате» с 2008 года, создал группу «Глеб Самойлоff & The Matrixx» (впоследствии просто The Matrixx). Рок-журналист и музыкальный критик Артемий Троицкий в конце восьмидесятых писал о музыкантах «Агаты Кристи»: «Молодые и бодрые, несущие заряд „Алисы“ и настроение „Наутилуса“. Большая надежда Свердловска». Раннее творчество группы в стиле арт-рока заслужило положительные отзывы в прессе. Наталья Струкова из Fuzz отметила богатейшие клавишные, красивые гитарные партии и запоминающийся вокал, особенно проявившиеся в песне «Viva Kalman!», а в текстах — едкую иронию, гротеск и обилие цитат: отрывков из оперетты, произведений Свиридова и военных маршей. Владимир Полупанов из «Аргументов и фактов» писал, что «на фоне заматеревшего „Наутилуса Помпилиуса“ с усталым вокалом Бутусова, слишком простенького „Чайфа“ или сложных для восприятия „Флага“ и „Кабинета“ музыка „АК“ бодрила и освежала. Истеричный вокал Самойлова-старшего, без труда вписавшийся в симфонические пассажи клавишных Козлова, будоражил слух, а небанальные тексты заставляли слушателя искать в них таинственный смысл». В то же время группа столкнулась с обвинениями в «помпезности и излишней красивости». Анализируя причины сверхпопулярности коллектива в середине девяностых годов, авторы энциклопедии «Кто есть кто в российской рок-музыке», пишут, что «в „Агате Кристи“ всегда был силён дух пофигистского эстетства и рок-нонконформизма, немного ленивого наблюдения за жизнью, что, помноженное на композиторский дар участников коллектива, способствовало появлению хитов, актуальных для молодёжи 1990-х». Они также отмечают «стильность, драйв, эротичную отвязность мелодий, полное равнодушие к заботам и постулатам „взрослого мира“, давящего моралью и поведенческими законами». По мнению радиопродюсера и рок-журналиста Михаила Козырева, «Агата Кристи» стала самой близкой группой для поколения российской молодёжи 1990-х годов так же, как «Кино» — для предыдущего поколения и Земфира — для следующего. Творчество «Агаты Кристи» конца девяностых годов, ввиду мрачности и депрессивности текстов и музыки, воспринималось критикой неоднозначно. Так, в рецензии на альбом «Чудеса», опубликованной в газете «Живой звук», Илья Кормильцев написал, что «„Агата Кристи“, начав в „Опиуме“ разыгрывать карту подросткового суицида, теперь похоже рассказывает страшные сказки для самых маленьких», а «многообещающий этап в истории „АК“, начавшийся пять лет назад, завершился полным фиаско и творческим бессилием». В похожем стиле высказался Александр Алексеев, назвав «Чудеса» «параноидальной попыткой повторить суицидальный дух интонаций „Опиума“». Он же охарактеризовал альбом «Майн Кайф?» как «неоднозначный, достаточно мрачный и „загруженный“ по интонациям; тягучий и унылый по звуку, однако оригинальный, хотя порой немного умничающий и издевательский по текстам». Возрождение группы в середине 2000-х было положительно оценено критикой. Алексей Мажаев из «Музыкальной правды» назвал альбом «Триллер» «родным братом» и «добротно сделанным ремейком» «Опиума», в котором братья Самойловы «вновь аккумулировали и сформулировали все, за что любили их группу последние десять лет». По его мнению, на этом альбоме звучит «настоящая „Агата Кристи“ — с жирным, помпезным и пышным саундом, порочными интонациями и провокационными текстами», за что ему можно простить некоторые самоповторы и недостаточное количество творческих находок. Обозреватель журнала «Apelzin» также отметил, что в «Триллере» братья Самойловы «остались в тех рамках, в которых мы привыкли их слышать», и поставил диску пять баллов из пяти возможных, негативно отозвавшись лишь об оформлении обложки. Альбом «Эпилог» вызывал неоднозначную реакцию критики. Многие рецензенты делали акцент на противопоставлении песен Вадима и Глеба и невозможности их дальнейшего совместного творчества. Алексей Рязанцев из Fuzz поместил альбом в список десяти лучших пластинок 2010 года, хотя оговорился, что в реальности поставил бы альбом не выше двенадцатого места и включил его в свой рейтинг для того, чтобы напомнить о распаде «одной из самых важных групп русской музыки».