ПЕРВЫЙ В МИРЕ ПАРОХОД

      Ровно 190 лет назад американский инженер Роберт Фултон продемонстрировал  публике нечто новое и необычное. В гавани Нью-Йорка на воду был спущен корабль с паровым двигателем, известный каждому из нас как «пароход».

      Примечательно, что до того, как Роберт Фультон увлёкся изучением машин, он шесть лет писал портреты и искренне считал своим призванием живопись. Попав на обучение к известному живописцу Уесту, очень скоро Фультон понял, что художник из него получится весьма посредственный, и отправился в трехлетнее путешествие по промышленным городам Англии. Именно тогда будущий изобретатель начал изучение машин, которые давно его интересовали.

      За это время  Фультон многому научился и приобрел славу талантливого механика. В 1789 году в Лондоне судьба свела его с американцем Рамзэем, который работал над изобретением парохода и нуждался в помощи Фультона.  Довести изобретение до совершенства Рамзэй не успел, поскольку скоропостижно скончался. А вот  Фультон настолько проникся идеей судна в паровым двигателем, что решил непременно продолжить работу над ним.

      Единственное, что мешало механику – отсутствие финансирования. Поэтому Фультон... вернулся к живописи, написав панораму, посвященную французской революции с эпизодами сражений  французской армии. Картина имела ошеломляющий успех у патриотически настроенных граждан, но главное – она принесла Фультону средства на продолжение опытов.

      И вот в августе 1807 года изобретение Фультона было спущено на воду. Судно получило название «Клермонт», и имело внушительные размеры – 50 метров в длину и около 5 метров в ширину.  Его паровой двигатель имел только один цилиндр и использовал в качестве топлива дубовые и сосновые дрова. Пароход приводился в движении двумя бортовыми колесами, и мог перемещаться по реке со скоростью 5 узлов ( около 9 км/час).

      Уже 4 сентября того же года судно отправилось в первый рейс. Правда, без пассажиров – желающих испытать невиданное плавучее средство попросту не нашлось. А вот на обратном пути появился первый пассажир, который приобрел билет за 6 долларов. Говорят, Фультон был так рад и растроган, что предоставил смельчаку пожизненное право бесплатного проезда на своих пароходах.

      Очень скоро американцы оценили преимущества нового судна, главным из которых была, несомненно, его скорость. Поэтому в сентябре того же года пароход  начал осуществлять регулярные рейсы по реке Гудзон из Нью-Йорка в Олбэни и назад. Чуть позже Фультон немного модифицировал корабль: расширил корпус и усовершенствовал конструкцию коленчатого вала, а также сделал каюты более комфортными для пассажиров. После этих изменений пароход в 1808 был зарегистрирован как «Северный Речной Пароход «Клермонт», однако спустя некоторое время это название в прессе сократили до «Клермонт».